Рок-Коронация. Перезагрузка

В Минске состоялась 14-я церемония вручения наград лучшим музыкантам по итогам прошлого года «Рок-Коронация»-2009. Вместо формального и патаснага концерта, что было характерно для прошлых церемоний, публика получила четыре часа актуальной белорусской музыки, группы — 15 хрустальных корон, а сама музыка — перароджаную в обновленном формате премию. Получилась своеобразная попытка почитания несуществующей зале славы рок-н-ролла в обожженным белорусским Мэдисон-Сквер-Гардене.

Если уж и искать какие-то параллели между белорусской «Рок-Коронацией»-2009 и тамошними музыкальными премиями, то наиболее актуальным параўнаньнем для нынешней церемонии ўшаноўваньня лучших певцов и коллективов была бы упоминание о нью-йоркские концерты какого-нибудь юбилея зала славы рок-н-ролла, что периодически собирают сильнее концертные коллективы мира. В белорусских реалиях увидеть на одной площадке «Ляписа Трубецкого» и «Магазин», приправленных «Нейро Дюбелем» и The Toobes, можно пока только на «Рок-Коронации».

В этом году организаторы решили особо не загоняться, перамясьціўшыся из официозных залов в относительно свободный «Реактор». Плюшевые свиньи и раскормленные ратвэйлеры были заменены на слэм у сцены и «Бобров» с Ніепекеп’ам на баре. Продюсер церемонии Павел Каширин попытался совершить своеобразную перезагрузку «Рок-Коронации», спрасьціўшы и формат, и формальность церемонии, предложив зрителям банальную идею «концерта-отчета за прошлый год».

В 2009-м провал эксперимента с симфоническим оркестром и выездом коронации в Молодечно позволил безостановочно пересчитывать ребра организатором. Но на нынешнюю мероприятие публика прибыла в покладистым пафігізме до ее результатов: главной здесь была живая музыка от лучших на данный момент групп Беларуси.

На предварительной церемонии организаторы клялись, что в следующий раз откажутся от приставки «рок» в названии фестиваля, а сам фестиваль будет, уже точно, «последний». Но не получилось. Концерт перенесли в менее зьмяшчальны за традиционный КЗ «Минск» «Реактор», оставив, и на том спасибо, Маладэчну его сымфанічны орк, а музыкальным журналистам венки для похорон, что те с немалым энтузиазмом готовы были приносить на могилку «Рок-Коронации» после прошлогодней фэерыі.

«Ляпис Трубецкой» на разогреве у The Toobes

Интрига вечера закончилась уже на старте церемонии, когда первыми на сцену вышли герои прошлого года «Ляпис Трубецкой», что в прошлом году с «Манифестом» сорвали главный куш сезона в виде трех корон (в том числе главной, большой). На этот раз «Ляписы» получили только одну награду — за лучшую песню — единственную белорусскоязычную композицию нового альбома «Культпросвет» «Розовые очки».

«Культпросвет» вышел нефарматным даже для самой андеграундной белорусской широкой музыкальной премии, которой считается рок-коронация. Не покатил он и музыкальным критиком с премии experty.by, что уже второй год подряд под чутким руководством координатора проекта Дмитрия Безкоровайного вручается в камэрнай атмосфере минских ресторанов.

Но этот факт, кажется, не очень напрягает «Ляписов», которые отыграв в самом начале концерта главные хиты с двух последних альбомов, быстро уехали в направлении Москвы.

На замену им к неплохо разогретой публики вышли истребители последней паліткарэктнасьці в языковом вопросе — The Toobes. Поставив на уши белорусское Сеть после недавней церемонии чествования лучших музыкантов по версии experty.by, когда они пытались демонстрировать абсолютный пофигизм по отношению к белорусский язык занимает недостаточно места, «цюбсы» все же вытеснили два слова по-белорусски.

«Хорошие музыканты, но они не знают белорусского языка», — посмотрела с укором на ребят, держа в руках корону за номинацию «дебют года», бывшая ведущая рок-каранацый Оксана Вечер.

«Ве-е-едаюць», — продолжили фанаты из зала. «Не знают и на хер нужно», — прасьвісьцелі другие. Казалось, это был первый и последний раскол между зрителями в этот вечер.

«Очень приятно», — со зьедлівай усмешкой выдавил из себя один из «цюбсаў».

Интересно, что если для рок-коронации The Toobes еще только «дебют года», то на «экспэртах» они отхватили все вкусные номинации, оставив «старых пярдуноў» за бортом.

Стандартный вариант

Выход «Магазины» должен был нести чисто просветительский характер, но неожиданно для всех, а может и для себя даже, команда Игоря Ворошкевича выдала новые песни про «девушку со стеклянными глазами» и о том, как лирический герой «прожил так долго».

«Спасибо, что еще на нас не забыли», — без особого оптимизма подвел итог Игорь Ворошкевич, получив корону в номинации «Традиции и современность» (ранее в этой номинации периодически «светились» фолковые OSIMIRA и «Троица»).

Бывшие протеже активного совладельца клуба «Граффити» Она Аиста, пацаны Open Space, которые недавно ушли в свободное плавание, дорос на «Рок-Коронации» до звания лучшего поп-рок проекта.

Ежегодную проблему организаторов коронации, «кому же отдать Рок-княжну», решилась с помощью вокалистки группы Naka Анастасии Шпаковской — актрисы театра имени Горького. Команда Анастасии исполнила пару песен, в том числе и записанную в рамках проекта «Тузін. Перезагрузка» абеларушаную «Беги» в переводе Сергея Балахонова.

В свою очередь «Дюжина. Перезагрузка» взял номинацию как лучший проект года, получив награду из рук представителя главного спонсора проекта — компании «Будзьма».

Хотя желание экспериментировать с форматами у организаторов каранацый уже исчезло, отказаться от выдвижения лучшего рэп-проекта они не смогли. Таким образом лучшими рэперамі белорусского рока был объявлен дуэт «Нестандартный вариант». Выйдя на сцену, ребята признались, что на коронации впервые, и быстренько запустили фонограмму Лявона Вольского с кавэрам восьмилетней давности на идеально попсовый «Воздушный шар» «N. R. M.».

Событием года был объявлен концерт «N. R. M.», приуроченный к собственному 15-летию группы.

Создатель многолетнего проекта «Відзьма-Нявідзьма», который по долголетию может сравниться только что с «Панорамой», Сергей Филимонов вынес корону «наиболее преданной жанра» команде «Князь Мышкин», что придало концерту какую-то джазовую свобода и невнимание к тому, что, собственно, происходит на сцене.

Нейро Дзюбелю также досталась специальная номинация «за большой вклад в развитие белорусского рока». Наверное, чтобы в совершенстве соответствовать имиджу «большого вклада», вокалисты группы надели седые парики и бороды, которые сделали их похожими на олдскульных хиппи.

«Годы берут свое», — прокомментировал Куллинкович радикальную смену сценического образа.

Король-артист

Когда-то Дмитрий Войтюшкевич брал корону в номинации «сьпеўная поэзия». Сейчас жюри выдала ему приз в простой незамысловатой категории «исполнитель года». Дмитрий, одетый в розовую майку с надписью «I want to be a Barbie. The Bitch has everything» прихватки зьбіваўся на английский, с радостью в глазах цитируя «цішоткавы» надпись. То ли слава ангельскасьпеўных The Toobes не давала ему спать предыдущую ночь, то вясеньні авитаминоз вероломно пробрался в организм молодого отца, но в итоге Дмитрий самокритично заметил, что

«старый пярдун Войтюшкевич стал бороться со старыми пярдунамі Вольским и Михалком», — после чего выполнил не менее самакрытычную песнь о белорусских мужчин на «коллективный» стихотворение Ходановича, доведенный до кондиции всем миром в блоге поэта.

После окончания выступления Войтюшкевича вопросов про обладателя главного приза — рок-короны, на которую претендовали «Ляпис Трубецкой», The Toobes и «Без Билета», — больше не оставалось.

И если «Без Билета» не зьніме в 2010 году очередной клип в Матвея Сабурова, который вместе с группой вышел на сцену, чтобы получить корону за нынешний лучший клип (песня «Африка»), и не предаст даже нового альбома, то организаторам следующей коронации придется придумать для Виталия Артиста специальную номинацию «за нечеловеческий оптимизм», которым вокалист «Без Билета» фактически беспрерывно угощал публику в конце вечера.

Таким образом, «Без Билета» ничего не оставалось, как собрать последние лавры и короны, которых оставалось ровно три — лучший клип, лучший альбом («Африка») и, собственно, лучший группа.

Хотя кто бы ни стал королем, суть мероприятия от этого никак бы не изменилось. Даже более того, если бы королем не стал никто, этого, кажется, особо никак и не заметили бы.

Еще на тему Рок-Коронации 2009:

  • «Список победителей Рок-коронации 2009»
  • Фоторепортаж «Ляпис Трубецкой», The Toobes, Krama, Open space, Naka на Рок-коронации 2009
  • Фоторепортаж «Нестандартный вариант», «Жнюв», «Князь Мышкин», Neuro Dubel, Дмитрий Войтюшкевич на Рок-коронации 2009
  • Фоторепортаж «Без Билета» на Рок-коронации 2009