«Мы все — участники идеи возрождения хорового искусства»

С 23 по 25 мая в Минске состоялась необычная для культурной жизни нашей столицы событие — первый белорусский фестиваль-форум любительских хоров «Звуки весны». Мероприятие стало первым шагом на пути к достижению глобальной цели — развития любительского хорового искусства. Свои «хоровые» таланты продемонстрировали любители от студентов и академиков до сотрудников IBA.

Какие ассоциации вызывает сейчас слово «хор»? Или это пожилые женщины с начесами покрашенных хной волос в длинных, закрытых и туго затянутых на уже не сылюэтных фигурах платьях? Или это хор «мальчиков-зайчиков»? Или — наоборот — это девочки в фиолетовых платьях с белыми манжэцікамі, которые зьзяюць со строгих ровных рядов своими зьбітымі коленками?

Что это в нашем собственном опыте и через наше восприятие? Это детство? Это постоянство? Это-то слаженно-многоголосное, что обволакивает звуками до мурашек по телу?…

Или наоборот? Хор — это одинокий и неинтересный институт, который себя пережил и должна трансформироваться во что-то более современное?

Кажется, скорее сразу в заинтересованные молодые глаза бросится афиша рок-, а не хорового концерта, ведь существует какая-то внутренняя уверенность, что ничего, кроме мало понятных композиций часто религиозного содержания на таком мероприятии не услышишь.

Редко можно встретить людей, которые поют в любительском хоре. Еще реже — таких молодых людей.

Что это? Наши стереотипы? Потерянная популярность такого вида искусства? Отсутствие информации? Інтэлігентнасьці? Культуры?

Не только задавать вопросы, но и менять ситуацию решили организаторы первого трехдневного фестиваля-форума любительских хоровых коллективов «Звуки весны» — концертная агентство Belartsound и Республиканский дворец культуры профсоюзов. Мероприятие объединило интересные выступления с живым обсуждением злободневных проблем сегодняшнего непрафэсійнага хорового искусства.

К участию были приглашены любительские хоровые коллективы, представители СМИ, общественных институтов и коммерческих организаций.

Стоит сказать несколько слов о хоровые коллективы-участники форума, в которые входят люди, самые разные по возрасту, прафэсіях, своем социальном статусе. Объединяет их бесконечная любовь к музыки и пения, и радость от занятия, который откровенно нравится. Некоторые участники поют в хоре на протяжении всей своей жизни.

Хоровая капелла «Академия» НАН Беларуси (неизменный дирижер хора Тамара Слободчикова) — коллектив, который в этом году празднует 30-летний юбилей.

«Concordia Chor» (дирижер Галина Казіміроўская) существует на протяжении трех лет, а образовался он на базе компании IBA. Сейчас половина участников хора — это сотрудники компании, остальная половина — люди самых разных профессий.

Камерный хор «Salutaris» (дирижер Ольга Янум) успешно существует с 2008 года, имеет статус любительского, но фактически состоит из профессионалов.

Исключительно женский состав сводного хора «Вдохновение» Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка (дирижер Лариса Ядлоўская) состоит из 35 будущих учителей самого разного профиля.

Постоянный состав народной хоровой капеллы БНТУ (дирижер Елена Исайкина) — молодые студенты, в исполнении которых впечатляют энергетика, мощь и талант.

Также стоит отметить участие в фестивале молодежного хора «Brevis» УО «Минский государственный колледж искусств» (дирижер Ольга Крыпец).

Фестиваль начался 23 мая в Белом зале Республиканского дворца культуры профсоюзов, 24 мая состоялся концерт хоровой музыки в костеле святых Симона и Елены, а 25 мая прошел заключительный галя-концерт фестиваля в Театральном Зале Республиканского дворца культуры профсоюзов.

Почему же участие в любительских хоровых коллективах не такой популярный сейчас, как, например, в советские времена?

По словам Тамары Слабодчыкавай — дирижера любительского хорового коллектива Национальной Академии наук тридцатилетнего стажа — «в 70-е годы хоровые смотрины проходили несколько дней. Тогда хоровые коллективы существовали на каждом предприятии. А после был принят закон, если хоровые классы были переведены на факультативные занятия. Заинтересованность руководства нашей страны в этом деле — нулевая, а коллективы существуют на общественных началах.

Как-то один из четырех минских коллективов, гастролируя, оказался в небольшом немецком городке, в котором их встретили аж шестнадцать любительских хоров. Вот так — четыре хоре в нашей столице и шестнадцать — в небольшой западной деревне».

Также во время форума прозвучали следующие интересные мысли-рассуждения:

«Проблема в том, что петь в любительском хоре сейчас не модно. Вот спортом заниматься — модно и почетно. Но хоровое искусство — это не менее важно, ведь в этом — культура нации. Нужно вводить предметы искусства и культуры в школы. Экономить на этом нельзя».

«Ситуация изменится тогда, когда „богатый“, „образованный“, „интеллигентный“ — это будут характеристики одного и того же человека. Тогда у нас все будет хорошо».

Галина Казіміроўская рассказала, что «ежегодно выпускается целая плеяда дирижеров, которые куда-то исчезают. Что делать, чтобы они создавали хоровые коллективы?

Нужно подходить к этому делу с маркетингового взгляда, обращать внимание на важность хоровой дела и также обращаться за поддержкой в коммерческие организации, чтобы существование было возможным. Не надо ждать милости от власти. Нужны еще энтузиасты. Люди идут на человека. Чем больше энтузиастов, наше дело будет двигаться, несмотря на копейки, которые нам платят».

Во время последнего концерта фестиваля прозвучали слова большой благодарности организаторам за то, что они понемножку зажигают эти искры любви к хору.

В заключение хочется вспомнить слова Галины Казіміроўскай: «Петь могут все. Песнопения лечат, песнопения окрыляют. Любите петь, любите жить!»

Больше снимков и большим размером — в фотоблоге Generation.by