Европейскому городу – соответствующий транспорт!

До конца года Львов закупит сто
крупногабаритных автобусов МАЗ
и 50 “Электронов” . Однако и маленькие желтые маршрутки пока будут возить горожан

Європейському місту – відповідний транспорт!

То, что сейчас творится на рынке перевозок во Львове, общественность и власть давно и открыто называет “транспортный коллапс”. С опаской львовяне ждут начала зимы или лета. Ведь им рассказывают о стратегии, но не говорят, что будут делать в ближайшие месяцы, чтобы не повторилась ситуация, которая, например, была в прошлом году, когда летом на маршруты выезжало лишь около 200 автобусов вместо 600.

У маршруток дальше на ходу отлетают колеса, в салонах транспорта постоянные скандалы, иногда даже драки. Кажется, там не действуют никакие правила. Стоит только вспомнить, как в конце мая на Сыхове дотла сгорела маршрутка №42 (этот маршрут обслуживает частный перевозчик). Хорошо, что в этот раз никто не пострадал. Но ведь нет гарантии, что это не повторится, и тогда заложником ситуации станет любой из нас! Одно слово, горожане устали…

Затем город постепенно переходит на большие автобусы и реализует программу “Львов-2020”, по которой запланировали обновить общественный транспорт на 70% до 2020 года. В январе этого года было зарегистрировано е-петицию под названием “Требуем отказаться от маршруток и перейти на электротранспорт и удобные автобусы!”. Петиция набрала необходимые 500 голосов. Поэтому ее вынесли на рассмотрение сессии Львовского горсовета, где приняли соответствующее постановление. В разговоре с “Львовской Почте” Андрей Белый, советник городского головы, заместитель директора департамента ЖКХ Львовского горсовета отметил, что в городском совете делают все, чтобы отказаться от малогабаритных желтых маршруток уже в ближайшие годы. И добавляет, что это реально сделать за пять лет.

Європейському місту – відповідний транспорт!

фото: Олег Огородник

Еще более сотни новых автобусов

Известно, что большие автобусы в городах – практика европейских стран. Поэтому отказ от малых маршруток поможет разгрузить городскую дорожную сеть. Есть надежда, что Львов может стать первым областным центром Украины без маршрутных такси. Уже до конца года планируют закупить 150 автобусов на условиях финансового лизинга. За соответствующее постановление 22 марта проголосовали на сессии Львовского горсовета. Кроме того, есть решение профильной депутатской комиссии. На этой неделе ЛК “АТП-1” подписало соглашение с АБ “Укргазбанк” на приобретение автобусов. Поэтому в 2018 году коммунальный перевозчик АТП-1 имеет купить 150 крупногабаритных автобусов общей стоимостью не более 800 млн грн в лизинг на 36 месяцев. В частности, приобретут 100 автобусов МАЗ (белорусского производителя, на фото), и 50 “Электронов” (местного производителя). Почему выбрали белорусского производителя? Стоит напомнить, когда в КГГА заявили о намерении закупить автобусы иностранного производства, раздавались упреки о “экономический шовинизм”. Но, со слов Андрея Белого, самые дешевые предложения были именно среди предприятий Маза и “Електронтрансу”. Стоимость одного автобуса МАЗ 203 – 122 тыс. евро (в эту цену заложено растаможки), а автобуса “Электрон” – 147 тыс. евро.

“В соответствии с определением, какие именно автобусы закупать, выбирало не АТП-1, а банк. Но со своей стороны мы тоже принимали участие: анализировали все предложения, предоставляли определенные технические характеристики. Относительно цены и других аспектов подошли именно эти автобусы! Теперь встает вопрос, как быстро предприятия смогут доставить их”, – объясняет Андрей Белый.

“Споры дали результат. Все-таки 50 автобусов город приобретет у своего производителя. Почему не больше? Потому предприятие имеет собственные ограничения в мощностях. Очень важно, чтобы эти 150 автобусов появились на наших улицах еще в этом году. Ведь видим, что сейчас на некоторые маршруты выезжает только половина нужного количества. И скоро людям нечем будет добираться на работу. К тому же при выборе сыграла роль стоимость”, – уверяет Валерий Веремчук, депутат, член комиссии финансов и планирования бюджета Львовского горсовета.

В КГГА надеются, что из 150 автобусов большинство будет курсировать по городу еще этого года. Из городского бюджета уже выделили около 200 млн грн на закупку этих автобусов. Ориентировочно такие же суммы будут выделяться и в последующие годы, чтобы полностью оплатить стоимость автобусов (как отмечалось выше, это около 800 млн грн).

В планах 50 новых троллейбусов и 30 отремонтированных трамваев

Со слов Андрея Белого, сейчас во Львове ездит 75 трамваев, 56 троллейбусов и 410 автобусов средней вместимости и 90 крупных. За день общественный транспорт перевозит почти миллион пассажиров. Пик перевозок приходится на 07.00 – 10.00.

Относительно предыдущих закупок общественного транспорта собеседник вспоминает, как в 2017-ом Львов получил 55 низкопольных автобусов “Электрон”. А средства ЕБРР закупили семь трамваев, которые тоже уже курсируют по городу и до сих пор на гарантийном сроке. Кроме того, город получил девять новых троллейбусов.

“В этом году будем закупать еще 50 троллейбусов за деньги ЕБРР. Что касается трамваев, то здесь делаем акцент на подержанные трамваи из Берлина, которые прошли капитальный ремонт и в которых заменили систему электронного управления. То есть потребление электроэнергии уменьшено на 20-30 процентов. Есть проект – закупить 30 таких трамваев на этот год”, – объясняет Андрей Белый.

Європейському місту – відповідний транспорт!

фото: Общественный совет при управлении транспорта львовского ГОРСОВЕТА

Как будут работать частные перевозчики?

Еще ранее на пресс-конференции частные перевозчики (а их в городе четыре) заявляли: даже при тарифе 8 гривен закупать новые автобусы они не смогут. Потому что за эти деньги удастся разве что покрыть базовые расходы. Городской председатель Львова Андрей Садовый заявлял о своих планах сделать весь городской транспорт коммунальным, то есть покинуть рынок перевозок без конкуренции. Но и до сих пор частные перевозчики работают без разрешений от горсовета. Поэтому в то время, как часть коммунального транспорта значительно обновляется, встает вопрос, что будет с частными перевозчиками.

“Я за то, чтобы на рынке перевозок была конкуренция. Ибо в результате пассажир получит больший выбор. Ему вообще не интересно, кто его перевозит. Наша задача обеспечить нормальные условия перевозки. Ведем переговоры с частными перевозчиками, и в ближайшие дни должны объявить конкурс”, – добавляет Андрей Белый.

За то, чтобы частные перевозчики оставались на этом рынке, выступает и Валерий Веремчук.

“Около недели назад мы общались с коммунальными перевозчиками крупнейших польских городов. Они рассказали, что в их городах доля перевозок частных перевозчиков составляет 30%. Это при том, что Польша получила огромные дотации от ЕС, и за эти средства практически полностью обновили подвижной состав. Но на рынке все-таки оставили частного перевозчика. Вполне правильно было бы сделать так и у нас”, – считает он и добавляет: “Раньше за свой счет они хоть как-то пытались обновлять подвижной состав. До того, пока видели понятные правила игры на рынке перевозок. Но уже два года они работают без официального конкурса. Затем через непрозрачные правила никто не спешит закупать новые автобусы. Думаю, мы могли бы избежать этих расходов (800 миллионов гривен из городского бюджета на новые автобусы), если бы отдельные чиновники во главе с городским головой создали перевозчикам соответствующие конкурсные условия. Непросто будет выплатить эти 800 миллионов гривен. Чтобы найти деньги, придется что-то в городе оставить недостроенным или невідремонтованим. Это следствие непродуманной транспортной политики”.

Однако сможет ли Львов полностью отказаться от малых автобусов, собеседники “Львовской Почты” уверяют, что этого сделать не удастся, поскольку есть определенные улочки, которыми крупногабаритные автобусы просто не проедут. А на вопрос, сколько еще нужно нового транспорта, чтобы изменить ситуацию с городскими перевозками, отметили: есть планы в 2019-ом кредитным средства закупить еще сто новых больших автобусов. Следовательно вместе более 300 крупных маршруток имели бы закрыть проблемные вопросы перевозок.

Європейському місту – відповідний транспорт!

Андрей Садовый, городской голова Львова:

– Контракт подписан, и до конца года 150 новых больших автобусов заедет на АТП-1. Кроме того, на этот год Европейский банк выделил деньги на закупку 50 троллейбусов. Скоро начнем тендерные процедуры на покупку этого электротранспорта. Также в этом году закупаем 30 трамваев из Германии. Соглашения подписаны, и в сентябре должны поступить первые трамваи. А на следующий год есть гарантия на покупку еще ста больших автобусов и опять-таки десять трамваев. Таким образом, таким количеством нового транспорта выравниваем ситуацию на рынке перевозок в городе. Но и это еще не покрывает всего объема потребностей. Чтобы понимали, половина водителей АТП-1 ездит на своих арендованных автобусах.
Относительно работы частных перевозчиков, то отмечу, что теперь по-другому будем заключать с ними соглашения: перевозчик будет подавать соглашение со своей подписью, где четко прописаны условиями, которые выгодны для общины города. Если он нарушает правила соглашения, автоматически, без судей, розриватимемо договор. Раньше мы очень лояльно относились к ним. Но налогов они не платят, новых маршруток практически не закупают и нарушают все нормы! Ведь прекрасно понимают, что город не имеет кем их заменить. Бизнес перевозок сегодня является нерентабельным, как это было, например, пять-восемь лет назад. Поэтому другого варианта, как делать в городе практически весь транспорт коммунальным, нет. Что мы и делаем! Думаю, когда будем иметь такую же динамику обновления транспорта, как в этом году, то к 2020-му Львов практически сможет отказаться от малогабаритных маршруток. По крайней мере я бы так хотел.

Комментарии запрещены.